По прогнозам Института водных проблем и мелиорации, через 30 лет Украине придется импортировать питьевую воду. Фокус выяснил, почему стране грозит дефицит важнейшего природного ресурса.
По данным ООН, более четверти жителей Земли — 2,2 млрд человек — не имеют доступа к безопасной питьевой воде. К 2050 году до 5,7 млрд будут жить в районах, где минимум один месяц в году будет ощущаться нехватка пресной воды. Если сейчас не предпринять серьезных мер, к 2040 году глобальный спрос на воду может увеличиться более чем на 50%, в то время как спрос на энергетические ресурсы — примерно на 25%.
Виновны климат и человек
Исследователи называют несколько причин дефицита пресной воды. Самая главная — глобальное потепление, которое усугубляется выбросами в атмосферу парниковых газов. О проблеме говорят много лет, но решить ее не удается. Конкретно в Украине одна из причин дефицита — вырубка лесов. Корневая система деревьев — естественный накопитель влаги. Когда происходит вырубка, реки уходят под землю. Но, пожалуй, самая серьезная проблема — загрязнение водоемов. Они зарастают, если в них смываются удобрения с полей и сливается большое количество сточных вод, содержащих биогенные элементы: неочищенные или недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые стоки.
"Практика показывает, что нарушения природоохранного законодательства в сфере водных ресурсов — в списке самых частых, которые фиксирует Государственная экологическая инспекция. В 2020 году таких нарушений было почти 5 тыс., больше всего — в Днепропетровской, Винницкой и Кировоградской областях. Госэкоинспекция насчитала ущерб экологии на сумму почти 200 млн грн, по 117 случаям мы передали материалы в правоохранительные органы и надеемся, что будут возбуждены уголовные производства", — рассказывает Фокусу Андрей Малеваный, глава Государственной экологической инспекции Украины.
В стране множество предприятий загрязняют водоемы.
"Один из вопиющих случаев — ГП "Кривбассшахтозакрытие" без разрешения на специальное водопользование осуществило сброс загрязняющих веществ в реку Ингулец, — приводит пример Андрей Малеваный. — В воде содержались высокие концентрации брома, йода, натрия, калия и магния, а потом люди использовали ее для питья и орошения полей. По иску госэкоинспекции суд обязал предприятие компенсировать убытки, нанесенные окружающей среде, на сумму 2,5 млн грн".
Кроме предприятий промышленности и энергетики основными загрязнителями являются водоканалы крупных городов страны. В водоемы попадают нефтепродукты, фенолы, органические вещества, соединения азота и тяжелые металлы. В реках Западный Буг, Полтва, Кальчик, Кальмиус, Бахмут, Лугань содержание этих веществ превышает предельно допустимые концентрации. Наиболее критическая ситуация сложилась в Днепропетровской и Донецкой областях.
"Речную воду также загрязняют фосфаты, которые есть почти во всей бытовой химии. Аграрные хозяйства распахивают берега рек, туда смывается часть удобрений и гербицидов, — говорит глава Госэкоинспекции. — Нередко прибрежные зоны захламлены свалками, мусор попадает в реки, где затем формируются мусорные пробки. В Карпатском регионе это уже приобрело масштабы катастрофы и провоцирует международные скандалы. За первые два месяца 2021 года через реку Тису в Венгрию попало 1,5 тыс. кубометров отходов украинского и румынского происхождения".
По мнению Андрея Малеваного, для защиты водоемов необходима модернизация водопроводных и канализационных сетей, очистных сооружений, расчистка больших и малых рек от мусора и препятствование их обмелению. Но это длительный процесс. Для начала неплохо бы усилить ответственность местных властей и существенно увеличить штрафы. Сегодня они мизерные, например, за загрязнение водоемов — 119 грн. Законопроект №2765, предусматривающий увеличение штрафов на сумму от 1700 грн, принят лишь в первом чтении.
"Меня дефицит воды не коснется, у меня своя скважина", — так думают тысячи украинцев. Но бурение скважин — еще одна причина истощения подземных водных горизонтов, десятки тысяч жителей сельской местности столкнулись с тем, что вода ушла.
"У нас нет контроля за бурением скважин, каждый делает что хочет на своем участке земли", — говорит Александр Коваль, экоактивист.
По словам Андрея Нелипы, заместителя главы общественного совета при Министерстве экологии и природных ресурсов, в министерстве создана рабочая группа по подготовке Водной стратегии. Она должна урегулировать все проблемные вопросы в этой сфере на общегосударственном уровне и определить порядок действий на ближайшие 30 лет. Кроме того, 9 апреля Минэкологии предоставило на рассмотрение Кабмина проект изменений "Технического регламента моющих средств". Документ подразумевает внесение кардинальных изменений в производство и импорт фосфорсодержащей бытовой химии. "Это результат усилий неравнодушной общественности и экспертных кругов, действующих благодаря помощи и влиянию Евросоюза и международных проектов. Если бы не это, власть бы до сих пор разводила руками", — уверен Нелипа.
Украинцы понимают, что нехватка водных ресурсов — огромный вызов для страны. Андрей Малеваный, ссылаясь на результаты соцопроса Института Горшенина, говорит, что более половины граждан считают загрязнение водоемов и дефицит питьевой воды главной экологической проблемой страны. И решать ее надо комплексно, задействуя все возможности государства и бизнеса, а также общественные инициативы.